Александр Александрович Юрлов (1927-1973)

21 сентября 2012

Александр Александрович Юрлов (1927-1973) – один из крупнейших музыкантов и общественных деятелей в истории отечественной культуры XX века. С его именем связан небывалый взлет популярности русской хоровой музыки – как в Советском Союзе, так и за рубежом. Александр Юрлов не только открыл в первозданной красоте сокровища православной духовной музыки, не просто выступил первым исполнителем целого ряда хоровых шедевров XX столетия, он дал возможность соотечественникам перед лицом всего мира гордиться русской хоровой культурой как непреходящим национальным достоянием.

В возрасте 30 лет Александр Юрлов был назначен руководителем Республиканской русской хоровой капеллы. Его подвижнический труд, терпение и самоотдача скоро принесли плоды – уже через два года о хоре заговорили как об одном из лучших музыкальных коллективов страны.

Ставя перед собой масштабные культурно-просветительские задачи, Юрлов привлекал капеллу к участию в многочисленных концертах и фестивалях, проходивших по всему Советскому Союзу. Нередко на одну сцену вместе с капеллой выходили самодеятельные коллективы — объединение профессионального хорового исполнительства и самодеятельности было смелым нововведением молодого руководителя.

Александр Юрлов как никто другой из его предшественников сумел расширить репертуар капеллы. От народной песни, которая поначалу составляла основу концертного репертуара хора, произошел поворот в сторону монументальных жанров. Под управлением Юрлова капелла впервые исполняет «Немецкий реквием» И. Брамса, «Военный Реквием» Б. Бриттена, кантатно-ораториальные сочинения И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, В. Рубина, Г. Свиридова. Александр Юрлов считал, что современный русский хор непременно должен иметь современный репертуар. Многие произведения отечественных композиторов XX столетия впервые прозвучали именно в исполнении юрловского коллектива, и это были поистине триумфальные премьеры.

Выдающейся заслугой А.А. Юрлова стало обращение к русской духовной музыке XVI – XVIII веков. Долгое время пребывавшие в забвении духовные концерты Д. Бортнянского, В. Титова, М. Березовского, А. Веделя вновь зазвучали с концертной эстрады. В наши дни даже трудно представить, какой колоссальный общественный резонанс имели эти концерты и сколь способствовали они возрождению традиционных духовных ценностей в обществе.

Безудержное стремление к высотам художественного и исполнительского мастерства, бескомпромиссность, прямодушие, выдающиеся организаторские способности, – эти качества не только придавали облику Юрлова харизматический ореол, но у многих его учеников и последователей формировали представление об идеальном облике музыканта-художника, музыканта-просветителя.

Помимо работы с капеллой Александр Юрлов много сил и времени отдавал педагогической работе; в течение пятнадцати лет заведовал кафедрой хорового дирижирования в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, был одним из организаторов Всесоюзного хорового общества.

В 1966 году за выдающиеся заслуги в музыкально-исполнительском искусстве капелле было присвоено звание Академической, а в 1969 году она была удостоена Ордена Трудового Красного Знамени. На международном хоровом фестивале в Италии коллектив получил высшую награду — Премию Рима (1969).

В 1973 году после скоропостижной смерти Александра Александровича Юрлова известной на весь мир Республиканской академической русской хоровой капелле было присвоено его имя.