Художественное открытие музыканта

23 августа 2012

Помню, какое ошеломляющее впечатление произвел проходивший в Большом зале Московской консерватории концерт из русских произведений XVII-XVIII века. Хоровое искусство наших предков предстало во всем разнообразии жанров, имена композиторов были уже не пустым звуком, за ними угадывались реальные творческие личности с их переживаниями, страдающие и радующиеся, восторженные и сгибающиеся под бременем жизненных треволнений. Александр Александрович с художественным прозрением умел вникнуть в это далекое, но полное правды чувств искусство и заразить им слушателей.

Такую исполнительскую работу можно сравнить с искусством реставраторов древнерусской живописи: и тут и там необходимо тонкое чутье художника, граничащее с самозабвением, чтобы не привнести ничего противоречащего оригиналу – этим искусством Александр Александрович владел блестяще, и потому исполнение древнерусских произведений неизменно сопровождалось громадным успехом.

Интерес Александра Александровича к старинной отечественной музыке не ослабевал. Он не упускал случая побывать в хранилище нотных рукописей второй половины XVII-XVIII века в Государственном Историческом музее, продолжая расширять репертуар капеллы, включая в программы сочинения Василия Титова, старинные распевы, канты.  Александр Александрович Юрлов открыл нам неизвестную «неозвученную» эпоху древнерусской музыкальной культуры, которую мы знали только по книгам.

Ни на йоту не умаляя громадных заслуг Александра Александровича в пропаганде советской и классической музыки, можно сказать без всякого преувеличения, что его исполнительские достижения в сфере старинного русского искусства были художественным подвигом.

 

Вл. Протопопов